Тема. Автоматизация звука Л в слогах, словах, фразах с использованием малых фольклорных жанров Цели: • закрепить кавык четкого произношения звука л в слогах, словах, фразах; • учить определять позицию звука в словах; • развивать фонематическое восприятие; • развивать фонематический слух, внимание, память, мышление. Ход занятия I. Организационный момент. Логопед и Дети заходят в зал Вбегает белочка - Ребята вам пришло письмо. Л. (читает письмо) "Дорогие ребята. Злая волшебница решила повеселиться и навредила многим жителям сказочной страны. Помогите нам справиться с заданиями, которые дала злая волшебница." - Ребята поможем сказочным героям? - Нам нужно отправляться в дорогу. Превращаемся в бабочек и летим. (Надевают шапочки-бабочки. Звучит музыка. Дети изображают летающих бабочек). Летели, летели устали, сели на цветок, уснули. Покажите как бабочки спят. Встали и полетели дальше. Уже видна сказочная страна и бабочки обрадовались. Захлопали крылышками. Покажите как радуются бабочки. Вот и прилетели. (Дети присаживаются на стулья) II. Работа но теме. На магнитной доске картинка крокодила Гены. Л. Ребята, смотрите кто это? На чём любит играть крокодил Гена? Злая волшебница отняла у Гены гармошку, и отдаст её когда будет выполнено задание. 1. Артикуляция звука. На магнитной доске картинки (лук, лопата, лыжи, лампа, ложка, лодка) Дети называют картинки Л. Волшебница не любит звук (называет картинки) С какого звука начинаются слова? Какой звук не любит волшебница? Чтобы правильно произнести звук Л нужно знать, что делают наши губы? (улыбаются) язык? (язык широкий, кончик языка поднят за верхние зубы) 2. Автоматизация Л в слогах Л. (Читает. Дети хором договаривают.) Лодка по реке плыла, Звук нам Л привезла. Подплыла к причалу А, Получили дети ... (ЛА). Подплыла к причалу О, Получили вместе ... (ЛО). Подплыла к причалу У, Получили дружно ... (ЛУ). Подплыла к причалу Ы, Получили хором ... (ЛЫ). 3. Звуковой анализ Л. Скажите, а в слове крокодил есть звук Л? Где слышится звук: вначале, в конце, или в середине? (в конце) Звучит сигнал. Л. Это волшебница подаёт нам знак, что мы задание выполнили. А вот и гармошка. (Гармошка магнитится к доске) Теперь крокодил Гена может отправляться к своему другу. Кому? (Чебурашке) 4. Автоматизация в словах На магнитной доске Айболит. Л. Ребята нас опять просят о помощи. Кто это? Кого лечил Айболит? (зверей) Айболиту нужно отправить зверей на поезде. Волшебница всех перепутала. В вагон могут зайти звери в названиях которых есть звук Л. «Отправь поезд». Магнитная игра. На доске поезд с вагонами, в вагонах окошки, картинки (осёл, лось, белка, волк, слон, лошадь, медведь, заяц, ёж, корова, кошка, мышка, собака) Л. Отбери нужную картинку, прочитай потешку и поставить в окошко картинку с животными в названиях которых есть звук Л. Чтение потешек на отобранную картинку (волк, осёл, белка, лось, слон)
На вокзал пошёл осёл, Жил-был белый-белый слон До вокзала не дошёл Бел, как облако был он Встал осел на пол пути Был белее слон белил - Лучше мне домой пойти. Булки белые любил. Лось лоскут в лесу нашёл, Волк в лесу завыл - И к лосихе лось пришёл: К дому путь забыл. - Сшей, лосиха мне для лоска Тропочку искал, Галстук в жёлтую полоску. Чуть в яму не попал. Осветила лес луна, Белка там живёт ручная, Стала тропочка видна. Белка песенки поёт И орешки всё грызёт, А орешки не простые, Все скорлупки золотые, Ядра - чистый изумруд; Слуги белку стерегут. ( Звучит сигнал ) Звери поехали домой. И мы отправляемся в дорогу, но на нашем пути водная преграда и мы поплывём на лодочке. III. Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика Лодочка плывёт по речке, Оставляя на воде колечки Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы изображают вёсла Выполнение движений с речевым сопровождением А теперь с тобой вдвоём Мы на лодочке плывём. Ветер по морю гуляет, Ветер лодочку качает. Руки в стороны, наклоны влево-право Руки в стороны, наклоны вперёд-назад Руки в стороны, наклоны влево-право Руки в стороны, наклоны вперёд-назад Вёсла в руки мы берём, Быстро к берегу плывём. Изображают, как гребут вёслами. К берегу пристала лодка, Мы на берег прыгнем ловко. Сначала приседают, потом прыгают И поскачем по лужайке, Будто зайки, будто зайки. Скачут IV. Мелкая моторика. Л. Сейчас мы плыли на лодочке, а теперь выложим лодочку с парусом из палочек по образцу образец на магнитной доске (дети вкладывают) Звучит сигнал. Все справились с заданием. Молодцы! V. Автоматизация Л в скороговорках и чистоговорках. На магнитной доске картинка. Л. Ребята, снова к нам обращаются за помощью. Кто это? (Золушка) Как вы думаете, куда хочет поехать Золушка? (на бал) Волшебница спрятала карету и задала трудное задание. Нужно правильно проговорить скороговорку или чистоговорку. (Показывается картинка, ребёнок по картинке проговаривает) Молоко пролил Антошка. Плавал Лёва на плоту Молоко лакала кошка. И ловил с плота плотву. Всё лакала и лакала, Пока лужа не пропала. Подошёл к лотку Лука, Лук Лука купил с лотка. На лужайке под луной Колокольчик голубой Под столом клубок лежал. Летней ночью сладко спал, Лапой кот клубок достал. Головой во сне качал. Л. А теперь нужно проговорить новую скороговорку. (Работа над скороговоркой) Палку толкал лапой Полкан. Звучит сигнал. На столе выставлена карета и Золушка из бумажного театра. Теперь Золушка может отправиться на бал. VI. Отгадывание загадок. Л. Ребята, волшебница и вам приготовила интересное задание с сюрпризом. Отгадай загадку. (Дети отгадывают загадки и получают книгу). VI. Итог занятия. Л. Все сегодня молодцы! Справились со всеми заданиями. А теперь нам пора возвращаться из сказочной страны. Превращаемся в бабочек (надевают шапочки-бабочки. Звучит музыка. Дети выходят из зала.) |